Профессиональное курсовое обучение: обо всем издалека, всерьез и по порядку.

В современном мире наступили непростые времена, когда некогда привычное течение жизни человека стало изменяться. Многие родившиеся в XX веке были ориентированы на классическую схему жизни: детство – среднее образование – профессиональное образование – работа до пенсии – старость. Кого-то этот жизненный план вдохновлял, но правды ради можно сказать, что многих он угнетал.

«Было бы счастье, да несчастье помогло» - так можно охарактеризовать череду экономических кризисов, потрясающих мир последние десятилетия, кардинально поменявших наши представления о жизненном цикле и его стандартных схемах. Именно эти события привели постиндустриальное общество к состоянию информационного, где доминирующая роль отводится информации. Существуя в таком обществе нужно уметь работать с информацией и владеть информационно-коммуникационными технологиями. Информация, которой Вы обладаете, должна быть актуальна и востребована, иначе окажетесь за бортом корабля спокойствия и надежды. Существуя в современном мире нужно понимать – возможно то, что Вы делаете хорошо сегодня, никому не окажется нужным завтра и Вам может понадобиться скорректировать место работы или род занятий. Ваши знания, мировоззрение и даже желания – все может испытать вызов времени. Возможно, Вы смотрите на все это и думаете – миром овладевает хаос. Старшее поколение в духе классического конфликта отцов и детей, наблюдает за молодым и отмечает – нет мотивации, нет идеалов, разучились даже мечтать, не думают о завтрашнем дне, не хотят учиться и так далее. А может этот хаос – новая свобода?

Вспомните, как многим из нас приходилось закапывать свои таланты, когда приходилось выбирать одно направление работы, по которому мы решали получать профессию и этим зарабатывать на жизнь? Как многим из нас хотелось творческой реализации вместо механической однообразной работы, которая тяготит ежедневно? И почти каждому, подходя к определенным возрастным рубежам, приходится взвешивать все то, что считалось ценным. При этом, обыкновенное дело - огромный процент людей находят себя не там, где бы они хотели быть. Осмелюсь предположить, что наша человеческая природа такова, что мы меняемся сами на протяжении нашей жизни и чувствуем, как мир меняется вокруг нас. Поэтому такие жизненные аспекты как профессия, место жительства, информационное окружение и даже предметы быта сегодня уже невозможно оставлять в неизменном состоянии. Даже Вы сами не остаетесь прежним – меняетесь с годами: приходится учиться сначала быть школьником, потом студентом, потом сотрудником, потом родителем, потом пенсионером… В голову вождя мирового пролетариата однажды пришла гениальная мысль и он выдал команду, отозвавшуюся эхом в головах советских граждан: «Учиться, учиться, учиться…». Правда в том, что как бы мы не хотели обратного – мы все вечные студенты, мы учимся пока живём, или настоящая жизнь проходит мимо! Поэтому, скорее всего, главнейшей ценностью в современном мире является человек, желающий учиться и видящий смысл и красоту жизни в постижении окружающего мира. В этом случае, когда наступают кризисы – неважно, жизненные они или финансовые – наступает время вернуться к самому себе и спросить, чему еще я хотел бы научиться?

Для обеспечения такой фундаментальной потребности человека, как обучение, существует система образования, достоинства и недостатки которой всегда являются предметом обсуждения. Но, рассматривая процессы происходящие в мировой системе образования, нельзя не обратить внимание на так называемый Болонский процесс. Центральными идеями этого процесса, к которому подключаются образовательные системы разных стран и ведущие образовательные учреждения мира, являются следующие возможности для современного человека:

Российская система образования присоединилась к Болонской конвенции в 2003 году. За это время Болонский процесс подвергался критике, так как возникли сложности реформирования существующей системы и адаптации новых стандартов. Тем не менее нельзя не отметить тот прогрессивный уровень свободы, который данная система предполагает.

Второй важный процесс в современном образовании – это развитие послевузовского, дополнительного и дистанционного образования. Не для кого не секрет, что получение образования в возрасте от 25 лет и выше имеет ряд сложностей. В этом возрасте человек максимально трудоспособен и его обучение в идеале должно иметь небольшие сроки, максимально эффективный сценарий и должно происходить, как говорили раньше, без отрыва от производства. На данную отрасль образования возлагаются функции повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовки. А вот методы и способы обучения серьезно реформируются. Одним из важнейших приоритетов в формировании современных программ обучения является компетентностный подход. Если определить понятие компетентности, то это уровень того, как Ваши знания применяются на практике и насколько Вы способны с помощью них эффективно решать профессиональные задачи. Интеграция знаний в практическую область дают навык. Поэтому, в свою очередь, от профессионала требуются систематические знания и навыки. Когда Вы выбираете программу обучения, то с Вашей стороны основной интерес к ней должен быть в том, что она должна сделать Вас компетентным в выбранной области.

Сегодня в области послевузовского образования существуют следующие формы обучения и их документальное подтверждение:

Курсовая подготовка может производиться в формате очного обучения, очно-заочного и заочного (или дистанционного). Все три формата имеют свои преимущества и недостатки. Ключевыми пунктами сравнения здесь являются цели, которые можно достичь за выбранный период времени и задачи которые ставятся перед преподавателями. Краткосрочный курс, как правило подходит для того, чтобы получить представления о выбранной предметной области и получить в ней минимальные первоначальные навыки. Курс, рассчитанный на объём 36 и 72 часа, позволяет изучить выбранную область глуюже и подготовить в качестве курсовой работы первые плоды освоенного вида деятельности. Профессиональная переподготовка обычно осуществляется в течение одного учебного года и призвана сформировать в человеке как новые систематические знания и компетенции, так и все необходимые навыки для будущей новой профессиональной работы.

Практическая реализация этих программ обучения – самый интересный и животрепещущий вопрос. Оценить с внешней стороны эффективность курсового обучения сложно, но в своей оценке следует обратить внимание на следующие факторы:

Сегодня очень широко представлено онлайн-обучение, которое заняло эту нишу после так называемого «lockdown» в 2020 году. Немало онлайн курсов предлагают в том числе и трудоустройство по будущим профессиям. Но, чтобы получить информацию о них, желательно, не опираясь на рекламную информацию задать конкретные вопросы непосредственно преподавательскому составу, который будет вас обучать. Если Вы имеете дело с крупной организацией, лучше обратиться к разработчику и руководителю курса. Также многие организации проводят дни открытых дверей в режиме оффлайн, в рамках которых вы можете получить должное внимание и общение, или онлайн демонстрации. Если Вы общаетесь с небольшой профильной организацией, занимающихся курсовым обучением, постарайтесь воспользоваться собеседованием и изучить отзывы от учащихся и выпускников.

Справедливости ради, надо отметить, что сегодня размах и солидность учебной организации далеко не является свидетельством эффективности программ обучения. Очень часто обучаясь индивидуально у профессионала вы можете достичь более быстрых результатов, однако далеко не все преподаватели в индивидуальном формате обучают системно, как правило они идут на поводу у Ваших желаний, а они не всегда могут быть объективны. Но безусловно, личность Вашего преподавателя важна, потому что именно на личном примере преподаватель может заразить Вас своим подходом к делу. Хотя, опять же, если опираться только на личность преподавателя при выборе курса, можно сделать прийти к ошибочному суждению. Очень многие организации привлекают и используют громкие имена, для того чтобы сделать свои услуги привлекательными. На практике часто заявленные известные в масс-медиа личности крайне редко участвую в процессе обучения, либо по причине занятости, либо он им вообще не интересен. А в случае его реального присутствия, наличие высоких профессиональных достижений у вашего преподавателя вовсе не означает, что он талантливый педагог. Очень часто эффективно обучить может преподаватель имеющий средние профессиональные достижения, но отдавший немало время тому, чтобы усовершенствовать собственные методы обучения. Таким образом, при выборе тех, кому Вы решаете доверить свое профессиональное обучение нужно учитывать все факторы в сумме.

Теперь хотелось бы поделиться собственным опытом работы в данном направлении за последние годы. Он включает в себя работу в формате курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области звукорежиссуры и электронной музыки. Эта область знаний обозначена также в ряде ведущих вузов страны как «Музыкально-компьютерные технологии». В данном направлении мне довелось сотрудничать с различными организациями и работать в самых разных условиях. Этот опыт позволил мне рассмотреть ситуацию изнутри и снаружи, а также привел к созданию собственного образовательного проекта – школа-студия «Digital Arts».

Перед рассмотрением особенностей реализации данного направления в каждом конкретном случае, следует раз описать виды организаций, осуществляющих деятельность в данной области:

Рассматривая государственные ВУЗы, можно выявить несколько важных особенностей. Как правило, очень влияет на общее состояние ВУЗа, помимо конечно же руководства и традиций, источник финансирования. Федеральные ВУЗы финансируются по общим стандартам, независимо от региона, где он располагается. Это как правило является причиной возникновения внутри неповоротливой бюрократической машины, проблемного обновления материальной базы, низкой мотивации и инициативности кадрового состава, которые не всегда идут на обновление своей квалификации. Также в этих учебных заведениях, как правило, медленно идут процессы информатизации, внедрения новых учебных программ и специальностей. Как результат – нередко действительно неактуальные учебные программы, морально устаревший педагогический состав, неоперативная техническая поддержка, неадекватные условия обучения. Из видимых плюсов остаются официальность и солидность выдаваемых документов. Как правило, у выпускников это не всегда сказывается хорошо на трудоустройстве. ВУЗы, финансирующийся из регионального или городского бюджета более динамичны, подконтрольны, ориентированы на престиж и на качественное образование, однако все это держится на определенных лидерах, которые могут иметь достаточно широкое видение, являясь при этом авторитетным специалистом в какой-либо области. Но при отсутствии таких лидеров такой ВУЗ теряет многие преимущества.

Негосударственные ВУЗы – это категория учебных заведений, которым очень трудно существовать на рынке образовательных услуг, поэтому им приходится занимать или нишу самых востребованных специальностей, или создавать что-то уникальное. Как правило, это требует немалых финансовых и интеллектуальных затрат, поэтому далеко не всем ВУЗам удается разработать и воплотить в жизнь новаторские идеи в области образования. Также получение такими учебными заведениями образовательных лицензий и прохождение аккредитации представляет более сложный процесс, по сравнению с государственными. Как результат – такие ВУЗы борются за студентов и слушателей всеми возможными правдами и неправдами. Человек, стоящий у руля такого ВУЗа, как правило сильный и волевой человек, а такие люди иногда могут создать вокруг себя культ личности. Но справедливо можно заметить - есть немало примеров успешных и сбалансированных во всех отношениях негосударственных ВУЗов.

Многопрофильные коммерческие центры, это относительно молодой тип организаций для российского образовательного пространства, однако пользующийся немалой популярностью. Обычно они появляются там где есть крупные производства и есть сильные профессиональные сообщества. Подобные учебные центры привлекают хорошей учебной базой, известными именами, возможностями будущего трудоустройства и актуальными востребованными учебными программами. Но на обратной стороне медали вы можете столкнуться со  слабой организованностью, отсутствием традиций, слабым учебно-методическим обеспечением. В этом случае ожидаемые результаты, заявленные в начале, редко соответствуют действительности в конце обучения. В большинстве случаев причиной является желание охватить более широкую категорию слушателей. Поэтому в таких учебных центрах формат обучения как правило представляет или мастерскую, или набор не достаточно связанных между собой предметов. Однако и в этой категории образовательных  учреждений бывают приятные исключения.

Узкопрофильные учебные центры — это в целом один из положительных типов организаций. Обычно такие организации начинают специалисты, которым есть чем поделиться. Чтобы выжить на рынке образовательных услуг они стараются быть актуальными во всем, но бывает, что им не хватает размаха в материальном обеспечении, а также они страдают от слабой информационной поддержки. Минусами являются также то, что кадровый состав в таких центрах иногда вообще не предполагает обновления, поэтому организации не преодолевающие эти проблемы редко имеют долгий срок жизни.

Частные школы – это практика индивидуальных и частных методик. Одновременно и уникальное образовательное поле деятельности, и опасное. Большинство частные школы ориентированы на потребителя, поэтому им трудно отстаивать какие-либо непопулярные направления в обучении. Поскольку важна ориентация на быстрый результат и на заинтересованность учащегося. Если преподавателю не удается отстоять выбранную им программу действий, то образовательный процесс может иногда напоминать беседу врача с пациентом, обсуждающим свое самолечение. Гибкость индивидуальных образовательных программ имеет и обратные стороны – отсутствие системы обучения, фрагментарность, недостаточную интенсивность обучения. Формат общения с преподавателем в этом случае достаточно тесный и не всегда межличностный контакт бывает удачен. И все это на фоне относительно высокой стоимости обучения. Зато в частных школах есть та среда, которая позволяет начать пробовать и экспериментировать с тем, что сегодня наиболее актуально и даже модно.  Хотя нельзя не отметить, что погоня за модой заставляет руководство таких школ, совершать частые колебательные движения в выборе приоритетных направлений. Должен сказать, что именно в этом направлении работает проект школы-студии «Digital Arts».

Наиболее сложно мне комментировать веб-школы и сетевые образовательные проекты, так как присутствие в них еще не случилось в моем личном опыте. Одно могу сказать точно и это на поверхности – плюсов и минусов примерно поровну. Поэтому в изучении этого формата мы вскоре сделаем первые шаги и начнем с очно-дистанционной формы, чтобы получить плюсы там, где это возможно.

 

Теперь более подробно о реализации наших курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальностям «Музыкальная Звукорежиссура» и «Компьютерная музыка».

Для начала надо отметить, что данные специальности не относятся к списку наиболее востребованных, поэтому это своего рода элитарный образовательный продукт. Да, можно немало найти информации, и даже курсов, о том как пользоваться звукотехникой и программным обеспечением, но в задачу воспитания например звукорежиссера входит не только это. Необходимо воспитать слух, дать разносторонние знания о звуке, раскрыть творческие возможности человека в этой профессии и безусловно научить виртуозно пользоваться звукотехникой. Вторая специальность предполагает сформировать композитора-электронщика или аранжировщика и это еще более сложная задача, поскольку важно не только разбудить в человеке дремлющие творческие возможности, но при этом еще дать им последовательно раскрыться, путем отбора и накопления выразительных музыкальных средств. Если Вы начнете искать частные и официальные методики в данном направлении, то вас постигнет разочарование. Это направление крайне слабо разработано в российском образовании, при тем не менее существующих традициях, доставшихся нам еще от советской школы.

Не останавливаясь подробно на том пути, как в моем сознании выкристаллизовалось представление о том, как нужно обучать звукорежиссуре, хотел бы обозначить наиболее важные пункты:

 

Важнейшими акцентами для курсового обучения электронной музыке полагаю:

Каким образом мне видится реализация этих принципов на практике? Во- первых, понадобился опыт присутствия в разных ступенях существующей системы образования, где я использовал возможность наблюдения за всеми способами и форматами реализации обучения, чтобы понять перспективы развития частных методик, курсового обучения разных форматов протяженности, а также ВУЗовских программ основного, послевузовского и дополнительного образования. Получение сведений о состоянии этой отрасли возможно в том числе и через участие в тематических научных конференциях и форумах. Это также помогло дифференцировать эффективные методы в зависимости от категории слушателей и формата обучения. Второе – естественный профессиональный рост в области, где преподаватель работает и сознательное накопление опыта: только такой подход может быть качественным и устойчивым.  Если развитие образовательного проекта минует одну из ступеней или остановится только на одном формате работы, появление проблем с качеством и эффективностью обучения неизбежно. Третье – концептуальное наращивание учебных программ, путем создания межпредметных связей и подключения курсового обучения по параллельным и смежным областям.

Именно с такими мыслями мы с моими коллегами в 2012 году создали образовательный проект школа-студия «Digital Arts». Концепция творчества в области цифровых искусств – это центральная идея этого проекта. Цифровая техника – это быстрый, удобный и доступный инструмент для творческой самореализации. Путь который нужно преодолеть между вашими идеями и цифровыми инструментами - это получение систематических представлений и профессиональных навыков. Это то, чем мы занимаемся – помогаем людям интересно и эффективно пройти этот путь. Начиная свою деятельность, как школа и узкоспециализированный учебный центр, мы сделали для себя несколько акцентов:

С таким подходом были сформированы и реализованы два основных курса профессиональной переподготовки “Звукорежиссура” и “Компьютерная аранжировка” и около десяти краткосрочных модульных курсов, каждый из которых погружает вас в специфику различных направлений звукорежиссуры и создания электронной музыки.  В качестве основных форматов обучения, мы выделили индивидуальное и групповое, сосредоточившись на малых группах от 3 до 7 человек. Именно такой формат групп позволяет преподавателю уделить внимание как общим вопросам, так и частным.

Также сейчас, имея накопленный практически опыт я принимаю участие в разработке программ для среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВПО), чтобы выстроить и обеспечить последовательность всех ступеней образования в соответствии с традициями российской системы обучения ШУВ (школа-училище-ВУЗ). В том числе создаются программы послевузовского обучения. Безусловно модернизация системы образования — это не только удел отдельных пассионариев в своем деле, но конструктивный и разносторонний диалог с учетом традиции и современности.

 Марк Брянцев

Руководитель образовательного проекта «Школа-студия Digital Arts»